Приход храма Вознесения Господня



Духовенство храма: 

Настоятель: иерей Василий Белкин

Телефон: 8-910-694-07-71

История храма

История древнейшего ядра современного города-села Упино теряется в глубине веков. До нас дошли сведения, причем очень скудные, о том, каким оно было в начале 17-го века, когда уже носило двойное название — Середа-Упино. «7135 год, 7136 — 7139» (1627 год, 1628 — 1631 от Р.Х.). За князем Димитрием Мамстрюкович Черкасским в поместье по возной грамоте 1624 года числилось село Терентьева-Середа без — и в селе на государеве земле церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца. По всей вероятности, храм сначала был деревянным. В селе же торг съезжий, и на торгу 20 полков да 15 скамей. А торгуют в неделе в среду, а тамгу собирают откупщики, а откупают ту тамгу в Москве, в Костромской четверти. А в селе же кабак на откупу, а откупают тот кабак боярева князя Димитриевы — Мамстрюковича Черкасского села Середина в Москве из новыя --...


Таким образом, в названии этой довольно крупной вотчины князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского, расположенной на торговом тракте Нерехта — Шуя, отразилась самая примечательная черта жизни села - «торг съезжий», устраивавшийся в среду. Название села Упино произошло от притока реки Шачи речки Упы, на которой оно расположено. Позже, когда Упино оказалось на середине торговых путей из села Иваново до Волги и от Шуи до Нерехты, к имени села прибавили слово Середа. С 1688 года Середа — Упино принадлежит князю Федору Юрьевичу Барятинскому, а с 1701 года его вдове, а затем его сыну, генерал-майору Ивану Федоровичу Барятинскому, сподвижнику Петра I. Позднее село перешло к Елене Ивановне Бибиковой, сестре декабристов Сергия и Матфея Муравьевых-Апостолов, а с середины 19 века его владельцем стал историк Д.Н. Бантыш — Каменский.
Церковь Вознесения Господня, каменная, с такой же колокольней, построена на месте пришедшей в ветхость деревянной, впервые упомянутой в 1614 году. 1727 года запечатан указ о строении церкви по челобитию генерал-майора княза Ивана Федоровича Барятинского. Велено ему в вотчине его, в селе Середе — Упине вместо ветхой Вознесенской церкви построить вновь каменную церковь Вознесения Господня, да для зимнего времени теплый придел Благовещенья Пресвятой Богородицы. В 19-м веке храм был расширен, пристройкой северного придела в честь Федоровской иконы Божьей Матери. Вероятно, тогда же правый придел Благовещенья был переосвящен и наименован в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм в административном отношении был семнадцатым, и принадлежал к 10-му благочинническому округу Нерехтского уезда Костромской епархии. Вокруг церкви была железная ограда на каменном фундаменте. Кладбище, бывшее при церкви, было закрыто в конце 19-го века. Другое находится в полуверсте от церкви, и окопано рвом. На кладбище есть храм с отдельным причтом. Итак, в Вознесенском храме было три престола: в летнем — во имя Вознесения Господня, в зимнем — левый в честь Покрова Божьей Матери, а правый — в честь Федоровской иконы Божьей Матери. Местной святыней храма был образ Кипрской иконы Божьей Матери весьма древнего письма. По преданию, образ сей был оставлен здесь, в храме, монахами острова Кипра, когда они проезжали в город Москву, для сбора на обители Кипра. Средства церкви составляли: а) Капитал в билетах, на сумму 14269 рублей 66 копеек; б) Доход от лавочки церковной (с продажей свечей и масла) от 40 до 60 рублей в год; в) Каменные весы при торговых рядах от 20 до 25 рублей в год; г) ? десятины (десятина равна 1,0925 Га) земли, дающей 50 рублей дохода в год. Из 14269 рублей 66 копеек церковных сумм имели специальные назначения следующие суммы: а) % с 1000 рублей на отопление храма; б) % с 100- рублей на отопление церковно-приходской школы; в) % с 500 рублей в пользу певчих-девочек, учениц этой церковно-приходской школы, при выходе замуж; г) % с 5000 рублей на украшение храма; д) % с 200 рублей на украшение храма; е) % с 35 рублей шли на поддержание памятников Чирковых (родственников князей Черкасских, которым до 1688 года принадлежало село Середа — Упино); ж) % с 3000 рублей на ремонт храма. Расстояние от храма до Костромы — 55 верст (1верста = 1 км. 63 м.), до Нерехты — 50 верст. Почтовая железнодорожная станция в версте от храма. Больница в самом селе. Расстояние от храма до ближайших церквей: Скорбященская на кладбище близ села Середы в полуверсте; Успенская села Никольского-Горицких — 2 версты; Всехсвятская села Широково — 3 версты.



Причт: священник и псаломщик. Средства причта: 1) Жалование от казны в год священнику — 70 рублей 56 копеек. Псаломщику — 23 рубля 52 копейки. 2) Проценты с капитала в билетах на сумму 9083 рубля 34 копейки; 3) Арендная плата за 18 десятин земли — 360 рублей в год. 4) Доход от богослужения и треб — священника: 581 рубль 25 копеек в год, псаломщика: 193 рубля 75 копеек. Помещения для причта были приходские. Церковной земли было в пользование причта: пахотной — 30 десятин, сенокосной — 3 десятины, усадебной — 1 десятина, 40 квадратных сажен. Вся земля удобна. На землю имелся план и межевые книги. Прихожан на приходе было 314 человек мужского пола и 380 человек женского пола. Приход был частью фабричный и частью торговый. В приходе было 3 семьи раскольников Федосеевского толка. Приходских селений — одно на расстояние одной версты от храма. Препятствий к сообщению не было. Школ в приходе было две: церковно-приходская и земская. Церковно-приходскую школу основал по желанию крестьян учитель, а затем священник села Середа — Упино Петр Васильевич Звездкин (отец краеведа А.П.Рязановской). Преподавателем была опытная учительница. В школе проходили чтения на Русском и Славянских языках, арифметику (4 действия), рукоделие и другие предметы. Каждый день велся журнал успеваемости детей. 4 года в школе преподавала одна из первых учительниц А.П.Рязановская, известная в Костромской губернии как ученый и краевед, кстати, в Вознесенской церкви Рязановская крестила Г. Соловьева, проживающего на улице М.Середская. Позднее, как крестному сыну она передала ему часть архива
В Вознесенской церкви крестили и Дмитрия Фурманова (он провел в Середе первые 6 лет своего детства).
Недалеко от дома Медведева, где квартировала семья Фурманова, на двух столбах были подвешены металлический шарик и пластина. Сторож, проходя ночью около них, периодически ударял металлическим шариком по металлической пластине, извлекая тем самым сильный звук. А на самой колокольне церкви висел большой колокол, звон которого был слышен далеко в округе. В непогоду, особенно зимой, в бурю, в ночное время, священник о. Петр Звездкин зажигал со своим помощником на колокольне церкви фонарь, и через определенный промежуток времени ударял в большой колокол. От колокольного звона было жутко. Но заплутавшие путники (дороги заметало) на другой день приходили и благодарили его за доброе дело.
В 39 году ХХ-го века служба в церкви прекратилась. Колокола были сняты. Сам храм обезглавлен. В здании долгое время размещались механические мастерские.

Краевед А.Петров «Новая жизнь» 1995 год.


Об отце Петре Звездкине

Звёздкин Петр Васильевич (1832 – 10 июля (ст. ст.) 1902 г.).

Родился в селе Пахтаново Макарьевского уезда Костромской губернии в семье дьякона. В селе был храм Рождества Пресвятой Богородицы 1834 г. постройки. Учился в Костромской семинарии, часто вспоминал учителя Голубинского. Семья была большая, и все имели разные фамилии (видимо, были священниками и принимали другие фамилии).

«Костромские епархиальные ведомости» за 1902 г. сообщали о кончине Петра Васильевича 10 июля 1902 г. (по старому стилю) в возрасте 70 лет. В 1854 г., после окончания Костромской семинарии был посвящен к Вознесенской церкви села Середа. С тех пор сорок семь с половиной лет служил в одном приходе, который до прихода отца Петра отличался особой бедностью и малочисленностью. Всей губернии отец Петр был известен как неподкупный ратоборец против раскола, который особенно держался в уезде благодаря местным фабрикантам-старообрядцам.

Говорилось в некрологе и о том, что отец Петр был примером для своих прихожан во всем. Они ждали его знака к началу пахоты, жатвы, молотьбы и других с/х работ. В своих воспоминаниях об отце его дочь Александра Петровна Рязановская пишет о том, что Петр Васильевич занимался агрономией. Имея довольно большой клин земли, крестьянствовал сам, совмещая земледелие со служением Богу. Он привозил новые сорта ржи, пшеницы, ячменя, овса. Испытывал их на своей земле и внедрял в хозяйство середчан. Им впервые была заведена новая кормовая культура – вика. Петр Васильевич сам пахал и сеял, косил, молотил и справлял всю крестьянскую работу. Урожай по воспоминаниям дочери был отменным.

Из детства у Александры Петровны сохранились воспоминания о том, как отец во время бурь и метелей, в темные зимние ночи, вместе с церковным сторожем часами стоял на колокольне, продуваемой со всех сторон ветром, и звонил в большой колокол, подавая знак всем, кто был в это время в дороге, чтобы путники знали, в каком направлении надо двигаться к человеческому жилью. Не одну человеческую жизнь спас таким образом священник Звездкин. А утром он открывал храм и, как всегда, обращал к Богу свою благодарственную молитву.

На свои собственные средства Петр Васильевич построил рядом с храмом церковно-приходскую школу для девочек. И это было не случайно. Священник понимал, как важно именно в девочках воспитывать всё лучшее, ибо они будущие домохозяйки и матери, которые передадут свою веру и знания детям и внукам. В этой школе он преподавал сам и нанял опытную учительницу, которая вела уроки арифметики и чтение на русском и славянском языках. Дело шло хорошо, вспоминала Александра Петровна.

Кроме школы и занятий агрономией Петр Васильевич интересовался древней историей и часто ходил с учениками к деревне Верино, к речке Поварне, где проводил археологические раскопки.

Но главным было, конечно же, богослужение. Долгие годы отец Петр был благочинным (помощник епископа). Более семи тысяч рублей собственных денег он израсходовал на благоустройство храма и школы.

1893 г. Петр Васильевич Звездкин отпевает в храме Вознесения Господня сына фабрикантов Павловых Володю, случайно застреленного отцом.

1891 г. - Петр Васильевич Звездкин крестит будущего писателя Дмитрия Фурманова (26 окт. ст. ст. – 7 нояб. нов. ст.), о чем есть запись в церковной книге, которая находилась в Областном архиве г. Иваново.

Размышляя о жизни этого человека, невольно задумываешься над тем, сколько людей отец Петр крестил в православие за свои 47 лет служения Христу. Сколько отпел, провожая в последний путь, сколько выслушал исповедей, сколько человеческих судеб соединил обрядом венчания. Шли к любимому батюшке сотни людей со своей радостью и печалью. И для всех находил добрый и умный пастырь слова утешения, надежды и поддержки.

Предчувствуя близкую кончину, Петр Васильевич просил провести обряд захоронения как можно скромнее. Но, как писали «Епархиальные ведомости», любовь к нему семейных и расположение почитателей не могли мириться с его желанием. Два ценных венка от прихожан и купеческого дома Чирковых были возложены на его могилу. И два прекрасных венка из живых цветов от дома фабрикантов Павловых были возложены на гроб почившего. 19 священников с другими членами причта участвовали в погребении умершего. Так высоко были оценены труды простого священника Костромской епархии купечеством и фабрикантами. Простые люди искренне плакали, провожая своего батюшку в последний путь.